Научные школы университета

Научная работа ведется по 22-м научным направлениям. Сформировались научные школы по проблемам: воспитания и образования, педагогики искусства, психологии, экономики, права, лингвистики, филологии.

В 2011 году под редакцией академика М.Н. Берулавы опубликован информацион-ный бюллетень о научных школах Университета РАО «Развитие высшего профессионального образования: научные основы и инновации» ( М.: Университет РАО, 2011). Он содержит краткое описание направлений, проектов и результатов инновационных фундаментальных исследований профессорско-преподавательского состава Университета Российской академии образования в области модернизации высшего профессионального образования сегодня.

Среди них ведущие научные школы и направления исследований:

1. Социализация молодежи в современной России. Руководитель проекта – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Д.Никандров. Научные идеи данного проекта нашли реализацию в темах исследований, которые прошли успешную апробацию в российских научных и образовательных учреждениях, были использованы в проекте Государственной программы воспитания и социализации молодежи Института семьи и воспитания РАО, докладывались на совместном заседании Комитета по науке и образованию и Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального собрания РФ. За публикации в рамках проекта получены премии Президента РФ (2001 год) и Правительства РФ (2010 год).

2. Теория гуманизации образования. Руководитель проекта – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, М.Н. Берулава. За разработку теории получена Премия Правительства Российской федерации в области образования за 2007 год. На основании идей гуманизации образования в 1995 году была создана Международная академия гуманизации образования, первым Президентом которой являлся академик М.Н. Берулава. Идеи проекта воплощены в международном журнале «Гуманизация образования», который издается с 1985 года.

3. Психологические детерминанты паттернов поведения студентов в ситуации хронического неуспеха. Руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор Т.Я. Решетова. Научные идеи данного проекта нашли реализацию в темах исследований, которые прошли успешную апробацию в российских научных и образовательных учреждениях, на их основе защищены кандидатские диссертации, результаты проведённых исследований представлены в журналах, рецензируемых ВАК РФ.

За научный вклад по разработке данной темы руководитель награждён грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края за научное руководство работой студентов и аспирантов, ставших призерами и лауреатами конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу.

4. Теория формирования профессионализма студентов в системе университетского образования. Руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор О.Г. Грохольская. Апробация основных исследовательских идей проводилась в рамках ряда проектов: проекта «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» (2005 и 2006 гг.); совместного исследовательского проекта Российского гуманитарного научного фонда и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант РГНФ-БРФФИ за 2003-2004 гг.) – «Научно-теоретические основы подготовки педагогических кадров в условиях интеграции систем образования России и Беларуси». Грантов РГНФ 2009, 2011 гг.

Проект отмечен Почетной грамотой Министерства образования и науки(2002 г). Научные идеи, концепции прошли успешную апробацию в журналах, рецензированных ВАК Минобрнауки России: «Вестник Университета Рроссийской академии образования», «Педагогика», «Профессиональное образование». Теоретические основы, методология разработки дидактической системы современного вуза, способствующей повышению качества подготовки профессионала, особенности построения целевого и содержательного пространства вуза получили общероссийское признание, широкий отклик за рубежом. В рамках данного проекта защищено 5 кандидатских диссертаций.

5. Теория и практика формирования профессиональной культуры художника-педагога в системе непрерывного художественного образования. Руководитель проекта – Народный художник России, действительный член РАО, действительный член РАХ, профессор Б.М. Неменский. Научные идеи, теория, педагогическая концепция непрерывного художественного образования, построенные на ее основе учебные программы, педагогические технологии (системы обучения для общего образования и для профессиональной подготовки) широко вошли в практику современного художественного образования, воплощены в завершенной линии учебников для общей школы, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, комплексах учебно-методических рекомендаций и пособий, в учебно-методических комплексах и программах для подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей изобразительного искусства. Система художественного образования и введения молодежи в художественную культуру Б.М. Неменского была удостоена Государственной премии РФ, комплект учебников удостоен премии Президента Российской Федерации.

6. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения в условиях изменяющейся России. Руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор О.Г. Грохольская. Участвовала в разработке грантов РГНФ «Формирование современного уровня культуры безопасности подрастающего поколения в условиях изменяющейся России» (2008 – 2009 гг.), «Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности личности в обновляемом социуме» (2011 – 2012 гг.). За разработку проектов и серию работ по данному направлению автору присвоено Почетное звание «Основатель научной школы» («Дидактические основы становления культуры безопасности личности»). Научные идеи, концепции прошли успешную апробацию в журналах, рецензированных ВАК Минобрнауки России: «Вестник Университета Российской академии образования», «Педагогика», «Профессиональное образование», «Педагогика безопасности». Теоретические основы, технологии и механизмы формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения получили общероссийское признание, широкий отклик за рубежом. В рамках данного проекта защищено 7 кандидатских диссертации 1 докторская диссертация.

7. Концепция доверительных отношений и толерантных установок личности. Руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор Т.П. Скрипкина. Научные идеи, концепции прошли успешную апробацию в журналах, рецензированных ВАК Минобрнауки России: «Вопросы психологии», «Российский психологический журнал». «Социальная психология и общество». Автор участвовала в Федеральной целевой про-грамме «Установки толерантного сознания и противодействие экстремизму в Российском обществе» (2001 – 2005). Разработка концепции была подтверждена грантами РФФИ (2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Теория получила общероссийское признание, на ее основе защищено 25 кандидатских диссертаций. В стадии подготовки 3 докторских диссертаций.

8. Нормативно - правовое обеспечение деятельности по охране прав детей. Руководители проекта – кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Ситникова; кандидат педагогических наук, доцент О.И. Шудегова. При разработке регламентирующих документов по опеке и попечительству, российскому и международному усыновлению и других законодательных актов. За внедрение данного инновационного проекта руководители награждены медалью К.Д. Ушинского.